Вариации

Вариации

ВАРИА́ЦИИ в музыке (от лат. vanatio — изменение) — муз. форма, суть к-рой в изменяемых повторах темы. В инструмент. музыке темой В. обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Тема м. б. оригинальной (сочиненной специально для данных В.) либо заимствованной (из фольклора, из музыки др. автора, из церк. обихода). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодич. структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д. Следуя друг за другом, В. образуют цикл, к-рый м. б. самостоят. произв., частью многочастного соч. (сонаты, симфонии и др.) или разделом соч. сложной формы (напр., "эпизод нашествия" в 1-й части симфонии № 7 Шостаковича). В. — одна из древнейших муз. форм, существующая в фольклоре всех народов, возникли в импровизац. изменениях осн. мелодии, в куплетных повторах хоровой песни или в процессе повтора танцевальных инструмент. наигрышей. В проф. зап.-европ. музыке форма В. кристаллизуется в 16 в. Одни из осн. типов В. — полифонические В. на неизменный бас (basso ostmato, пассакалья, чакона). Такие В. писали Фрескобальди, Вивальди, Пахельбель, Перселл, Бах, Гендель, Куперен и др. композиторы эпохи барокко. В дальнейшем этот тип В. встречается у Брамса (финал симфонии № 4), у композиторов нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн) неоклассич. направления (Хиндемит, Стравинский), у Танеева (пассакалья из фп. квинтета) и особенно у Шостаковича (2 ч. фп. трио, пассакалья из Первого скрипичного концерта, антракт между 4-й и 5-й картинами оперы "Катерина Измайлова").

Др. тип В. — гомофонные В. В 16—17 вв. их часто сочиняли на темы популярных песен. В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) такие В. встречаются и как самостоят. соч., и в составе сонаты, квартета, концерта, реже — симфонии Классические В. наз "строгими" из-за ограничений, соблюдаемых композиторами при варьировании темы (не подлежала варьированию форма и тактовая структура темы, ее гармонич. остов, изменения тональности ограничивались лишь одноименным мажором и минором). Такие В. были также распространенной формой виртуозной импровизации на эстраде, и мн. выдающиеся композиторы-виртуозы блестяще импровизировали В. на заданную тему (Моцарт, Бетховен, Гуммель, Черни, Мендельсон, Вебер, Паганини, Лист, Шопен).

В творчестве композиторов-романтиков 19 в. (Шуман, Мендельсон, Лист, Брамс, Григ и др.) и далее, в 20 в., ограничения при варьировании темы постепенно снимаются (отсюда название "свободные" В.). Возможности контрастных преобразований темы расширяются за счет эволюции самого муз. языка и влияния на В. жанров новой сюиты, симфонич. поэмы, романтич. концерта, балетной музыки. В свободных В. 19—20 вв. нередко возникает стилевой контраст между темой, принадлежащей более ранней муз.-историч. эпохе, и языком самих В., напр. В. Брамса на темы Генделя, Гайдна, В. на тему 24-го каприса Паганини Брамса, Рахманинова ("Рапсодия на тему Паганини"), Лютославского, В. Рахманинова на тему Корелли, В. Регера на тему Моцарта и др.

В рус. музыке кон. 18 — нач. 19 в. имеется множество В. на темы рус. нар. песен (Хандошкин и др.). Среди наиб. ярких произв. этого рода — фп. В. Глинки на тему песни "Среди долины ровныя". Начиная с Глинки в рус. вокальной музыке утвердился тип В. на неизменную мелодию (soprano ostinato) в виде куплетно-вариационной формы ("Персидский хор" и хор "Лель таинственный" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, песня Варлаама из оперы "Борис Годунов" и песня Марфы "Исходила младешенька" из оперы "Хованщина" Мусоргского, романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"), а также в б. сложном, симфонизир. варианте в "Камаринской" Глинки, в симфонич. картине "В Средней Азии" Бородина, в "эпизоде нашествия" (разработке) 1-й части симфонии № 7 Шостаковича. Мн. из рус. муз. В. пол. 19—20 в. строятся на жанровом контрасте — варьировании темы в характере вальса, мазурки, менуэта, романса и т. п. Таковы В. Чайковского на тему рококо для виолончели с оркестром и финал 3-й сюиты, В. Рахманинова на темы Корелли и Шопена, В. Лядова для фп. на тему Глинки, соч. 35, финал симфонии № 2 Прокофьева, финал сонаты для фп. № 2 Шостаковича и мн. др.

Новый импульс в развитии формы В. в 20 в. дал импровизационный джаз. Б. ч. джазовых импровизаций представляет собой строгие В. с сохранением тактовой и гармонич. структуры темы (стиль бибоп). Крупнейшие мастера-импровизаторы В. в джазе — Л. Армстронг, Б. Эванс, Д. Брубек, О. Питерсон, Э. Фицджеральд, Д. Гиллеспи и др., среди отечеств. — А. Цфасман, Г. Лукьянов, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Голощекин, А. Козлов.

Лит.: Протопопов Вл. Вариации в рус. классич. опере. М., 1957; Цуккерман В. А. Анализ муз. произведений. Вариационная форма. М., 1974.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Вариации" в других словарях:

  • ВАРИАЦИИ — (от лат. variatio изменение) (тема с вариациями) музыкальное произведение, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии и др.; в балете небольшой, но технически сложный сольный классический танец …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вариации — мн. 1. Музыкальное произведение, представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях (в мелодии, ритме и т.п.) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ВАРИАЦИИ — (от лат. variatio различие, перемена), или варьяции, изменчивости; термин этот, употребляющийся вместе с несколькими производными (варьировать, варианта), при изучении явлений приходится употреблять в нескольких значениях, в виду отсутствия в рус …   Большая медицинская энциклопедия

  • Вариации — Вариационная форма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).… …   Википедия

  • ВАРИАЦИИ — один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются тема с вариациями или вариации на тему . Тема… …   Энциклопедия Кольера

  • Вариации —         (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… …   Музыкальная энциклопедия

  • вариации — (лат. variatio, «изменение») 1) вариационность – один из основополагающих принципов музыкальной композиции. Тема в этой музыкальной форме излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих… …   Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

  • ВАРИАЦИИ — Быть может, вам случалось когда нибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной, похожей на народную песню думу. А потом эта мелодия появляется еще много раз, но каждый раз в новом обличье: то как… …   Музыкальный словарь

  • вариации — ий; мн. (ед. вариация, и; ж.) [от лат. variatio изменение] 1. Музыкальное произведение, танец и т.п., основанное на видоизменении и разработке главной темы в мелодии, ритме и т.п. Концертные вариации для фортепиано с оркестром. В. на тему русской …   Энциклопедический словарь

  • вариации — ий; мн. (ед. вариа/ция, и; ж.) (от лат. variatio изменение) см. тж. вариационный, вариационность 1) а) Музыкальное произведение, танец и т.п., основанное на видоизменении и разработке главной темы в мелодии, ритме и т.п. Концертные вариации для… …   Словарь многих выражений

  • вариации — ВАРИАЦИИ, ий, мн (ед вариация, и, ж). Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, в котором тема излагается несколько раз с изменениями в аккомпанементе, тональности, мелодии, гармонии и т. п. Очень настойчиво с залихватской… …   Толковый словарь русских существительных


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»